Лозаннское движение

На?а адреса:

вул. Гамарника, 57,
Пуща-Водиця, м. Київ

По?това адреса:
а/с 8, м. Київ, 04075

тел./факс:

(044) 431-90-77

Пи?іть нам!
Карта проїзду


Locations of visitors to this page
Головна » Ресурси » Інтерв’ю » Узбекистан

Тенденции развития противостояния мусульманства и христианства в постсоветских государствах Средней Азии

В Узбекистане, как и везде, куда при?ла перестройка после развала Советского Союза, властная силовая структура КГБ, которая курировала религиозные течения в обществе,  распалась. Немало специалистов этой сферы уехали из Узбекистана на службу в Российскую ФСБ, вследствие чего  в Комитете по делам религий страны не осталось соответствующих кадров. В период с 90-го по 1994 год в этой сфере государственной деятельности воцарился полный беспредел. Вместо долгожданной  свободы при?ел хаос, когда каждый делал то, что хотел и считал нужным. Христиане после периода гонений наслаждались свободой, зачастую не отдавая отчет в своих действиях: они посещали  мечети, раздавая свою литературу и различного рода материалы, унижали, как могли мусульманскую религию, проповедовали направо налево. Никто не знал, что делать со свободой. Мусульмане, а скорее всего те, кто себя идентифицировали с мусульманством, накапливали внутри себя злость и ненависть. К 1994 году был сформирован правопреемник КГБ – Служба Национальной Безопасности. Специалисты этого ведомства начали рьяно преследовать христиан. В то время многие зарегистрированные церкви были ли?ены  регистрации, зачастую, явно провокационными методами.

Например, в 1994 году в одной из церквей  во время собрания церковь была окружена, обесточен зал, где проходило служение. Туда проникли неизвестные лица, которые выкрикивали провокационные призывы.  Вследствие этого инцидента, церковь сняли с регистрации, после чего она у?ла в подполье. Скрываясь от преследователей, церковь продолжала собираться на богослужения и, несмотря на гонения, в подполье было открыто около 65 дочерних церквей по всей территории страны.

Органы знали о таком положении дел, но занимали выжидательную позицию: после подачи в государственные структуры документов на регистрацию, сразу же начинались жесткие индивидуальные преследования, поскольку церковь обязана была предоставить и списки верующих. Тех, которые были указаны в этих списках, начинали вызывать для бесед, посещать на работе, увольнять с работы, угрожать и принуждать писать расписки об отказе посещать собрания секты. ? хотя это было незаконно и юридической силы такого рода документы не имели, но на людей они оказывали давление.

В 1996 году на подпольном собрании церкви был арестован ее пастор и часть команды, которую после задержания и написания объяснительных отпустили. Пастора же и администратора церкви задержали на 12 суток и содержали в условиях постоянного психологического и физического давления:   кормили один раз в два дня, практически не давали воды, оказывали психологический прессинг. Вы?ли они оттуда худые, стра?ные… В то время за несанкционированную религиозную деятельность было предусмотрено только административное наказание – ?траф, заключение на 15 суток. Но последующее такого рода нару?ение в течение года влекло за собой ли?ение свободы до трех лет тюрьмы. Начиналась слежка, тотальное прослу?ивание, в дома приходили "сантехники", которые устанавливали оборудование для прослу?ки, преследовали автоэскортом на улице…. Та кое положение дел продолжалось практически  до 2000 года: преследования, прессинги, аресты, запреты... А в это время активно ?ла подготовка законодательной базы, был издан закон, согласно которому для регистрации религиозной организации необходимо 100 человек, при запрете собраний боль?е трех!

Таким образом был создан некий замкнутый круг, были созданы условия, которые сделали и регистрацию, и собрания христиан невозможными. Если же находились те, кто приносил список из ста человек, то они подвергались преследованию спецслужб, угрозам, а те, кто был в списке –  идеологической обработке на предмет отказа от своего желания быть  частью церковной общины. Постепенно вся законодательная база начала изменяться, причем в полном противоречии Конституции Узбекистана, которая гарантирует своим гражданам свободу вероисповедания и воле изъявления всеми доступными ей средствами и методами, которые не противоречат законам  страны, при том, что закон о прозелитизме предполагает преследование за обращение в христианство.

По закону, впервые привлеченным за подобные действия, предусмотрено заключение на 15 суток или ?траф в размере 100 минимальных за работных оплат, что в эквиваленте составляет  около 2 тысяч  долларов, тогда как  последующее привлечение пре усматривает до трех лет тюрьмы,  а вовлечение несовер?еннолетних в религиозную деятельность – до 5-ти лет тюремного заключения. По действующему с 2004 года закону, в стране запрещен ввоз, вывоз и распространение религиозных материалов, правда, мусульманских в том числе. ? это при всем обилии мусульманских религиозных материалов, которые раздаются и продаются на каждом углу, на каждом рынке любого населенного пункта страны, и на что власти закрывают глаза. Это, конечно же, не распространяется на христиан, поводом для ареста которых может послужить  конспект, христианский календарь с местами Писания из Библии или христианская книга. Человека, за держанного с такими "уликами", ?трафуют на 2000 долларов, притом, что за проституцию, запрещенную законом Узбекистана, предусмотрен ?траф в 50 $, за содержание бандитского притона – 150$, за незаконную трансплантацию органов – 450 $!!! Вся законодательная база страны направлена на предотвращение распространения христианства и на господство мусульманства в стране.

Целью этого является и учреждение перерегистрации христианских общин каждые пять лет, что ставит под сомнение возможность получения новой регистрации, и посредством которой убирают всех неугодных. Возможность сохранения регистрации церкви существует только для тех, кто идет на компромисс: подписка пастора об отказе работать с мусульманским населением. В стране, где 25 млн. из 27 млн. населения узбеки,  подразумевается, что если человек узбек, то он уже мусульманин.

А те, кто принял ре?ение, несмотря ни на что, следовать за Христом, подвергаются открытым   преследованиям, пыткам и насилию с проявлениями жестокости. Примером чего является и задержание группы христиан, собрав?ихся для проведения семинара. Они были задержаны представителями правоохранительных органов и подвержены жестоким пыткам: их погружали в нега?еную известь, избивали, разбивали лица, угрожали женщинам и деву?кам узбечкам изнасилованием. Такое положение дел в Узбекистане на сегодня?ний день говорит само за себя, и ожидать улуч?ений не приходится.