Лозаннское движение

На?а адреса:

вул. Гамарника, 57,
Пуща-Водиця, м. Київ

По?това адреса:
а/с 8, м. Київ, 04075

тел./факс:

(044) 431-90-77

Пи?іть нам!
Карта проїзду


Locations of visitors to this page
Головна » Ресурси » Статтi » ?з истории восстановления еврейского мессианского движения

 

?з истории восстановления еврейского мессианского движения

В конце XIX века, после многовекового перерыва, в Ки?иневе возникла еврейская мессианская община, в которой евреи исповедовали ?исуса Христа своим Спасителем, при этом, не ли?аясь еврейства. Возникновение этой общины, которой руководил ?осиф Рабинович, положило начало восстановлению еврейского мессианского движения, о котором повествуют первые главы книги Деяний апостолов. ? до общины ?осифа Рабиновича существовали миссии, которые занимались распространением Благой вести среди евреев, но все они действовали в рамках богословских взглядов и традиций тех церквей и деноминаций, которые эти миссии представляли.

На практике это чаще всего означало, что еврей, уверовав?ий в результате деятельности такой миссии, становился членом одной из церквей и, в некотором смысле, ли?ался еврейской самоидентификации, а еврейство, в луч?ем случае, становилось его сугубо личным делом. ? это был всего ли?ь один из аспектов той ситуации, которая сложилась в течение многих веков вокруг вопроса спасения евреев. Возможно, на каком-то этапе восстановления ?зраиля, о котором пророчествует Библия, это и было оправдано. Но вопрос был намного глубже. Если евреи впредь должны спасаться только путем прихода в христианские церкви, ли?аясь при этом своего коллективного еврейского самосознания, тогда можно было бы считать, что Бог отменил свой первоначальный замысел относительно еврейского народа, как Богом избранного.

При таких условиях спасения евреи приходили бы в христианские церкви, если так можно выразиться, "на общих основаниях", наравне с представителями других народов, каясь в грехах, исповедуя ?исуса Христа как христианского Бога и ведя христианский образ жизни в соответствии с теми представлениями о Нем, которые сложились в церквах разных деноминаций. К тому же, каждая из церквей имела ту или иную национальную окраску и была вписана в культуру своего народа. Следовательно, только евреям было отказано в создании национальной общины (церкви). Таким образом, евреи, обращаясь ко Христу, должны были не только забыть о своем еврействе, но и подстраиваться под национальное христианство различных народов.

Если же Бог не отверг еврейский народ именно, как Богом избранный, народ с особой миссией и местом в Божьем плане спасения человечества (которые даже с дарованием через евреев Библии и ?исуса Христа до конца еще не раскрылись), тогда евреи, уверовав в ?исуса Христа, ?е?уа hа-Ма?иаха, должны были иметь возможность оставаться евреями и на личностном, и на коллективном уровне самоидентификации. Поэтому вопрос восстановления еврейских мессианских общин, в которых евреи могли бы поклоняться Богу и служить Ему именно по-еврейски, с этой точки зрения, имел боль?ое значение. Первой из таких общин стала община мессианских евреев в Ки?иневе.

Основатель общины ?осиф Рабинович родился 11 сентября 1837 г. в неболь?ом бессарабском городе Резена. Его предками были раввины, что и отразилось на его фамилии. ?осиф был воспитан своим дедом-хасидом, знал Тору и Талмуд. Но он оставил хасидизм и увлекся идеями еврейского Просвещения (Гаскалы). В 1871 г. ?осиф Рабинович переезжает в Ки?инев, где занимается практикой в качестве юрисконсульта и адвоката.

Юридическое образование и успе?ная юридическая практика сделали его известным и уважаемым в еврейском обществе Ки?инева человеком. К вере же в ?исуса Мессию (Христа) ?осиф Рабинович при?ел постепенно, и его знакомство с христианством началось задолго до его верования. Этому способствовали тесные общения с мужем сестры Рабиновича Гер?енсоном. Гер?енсон уверовал в ?исуса Христа и принял крещение, видимо, в лютеранской церкви в 1855 году.

Он попытался уже тогда создать еврейскую мессианскую (христианскую) общину, однако эта попытка была безуспе?ной. У ?осифа Рабиновича среди его друзей были также евреи, которые активно интересовались христианством и делились с Рабиновичем своими взглядами. Еще в 1850х гг. один из его друзей подарил ему Новый Завет, который Рабинович тщательно прочитал, скорее из любопытства.

С усилением антисемитизма в Российской империи, после убийства в 1881 г. народовольцами Александра II, положение евреев в стране резко ухуд?илось. Рабинович активно ищет пути ре?ения "еврейского вопроса", а именно, как улуч?ить жизнь евреев, оказав?ихся в тяжелом положении. Одним из таких путей представлялся массовый переезд евреев на "историческую родину" - в Палестину. С целью изучения такой возможности, в 1882 году Рабинович посещает Палестину.

Однако тяжелые условия жизни в Палестине повергли его в глубокое разочарование. Во время же посещения им Масличной горы, как впоследствии признавался сам Рабинович, ему открылось, что ре?ением еврейского вопроса был именно ?исус Христос. В 1885 г. Рабинович так охарактеризовал свое продвижение в вере: "Сперва я почитал ?исуса как великого человека, способного к состраданию, затем - как того, кто желает процветания моему народу, и наконец, - как Того, Кто принял на Себя мои грехи".

Как рассказывал сам Рабинович, идея создания еврейской мессианской общины возникла в результате сопоставления Псалма 104 со второй главой Послания к римлянам и ясного осознания жажды Господа при вести народ ?зраиля к Себе. 24 декабря 1884 года Рабинович получил официальное правительственное раз ре?ение на проведение собраний "?зраильтян Нового Завета".

Официальное название нового движения, которое возглавил Рабинович, на иврите звучало как "Бней ?сраэль, Бней Брит Хада?а", то есть "Сыны ?зраиля, сыны Нового Завета". В Ки?иневе это движение стало известно под названием "?зраильтяне Нового Завета". Такое название отражало несколько аспектов. Во-первых, указывало на то, что Бог ?зраиля через ?исуса Мессию установил с ?зраилем Новый Завет. Во-вторых, подчеркивало, что уверовав?ий в ?исуса Христа еврей, не переставал быть "бен ?сраэль", то есть сыном ?зраиля.

В частности, в отно?ении Рабиновича и его единомы?ленников продолжали действовать российские законы об евреях, богослужения назывались "еврейскими", а место их проведения - "еврейским молельным домом". До самой смерти Рабинович считал себя сыном ?зраиля, а на его надгробном камне, в соответствии с его завещанием, были выгравированы следующие слова: "Еврей, который верил в ?егову и Его помазанника, ?исуса из Назарета, Царя иудеев. ?осиф, сын Давидов, Рабинович".
Богослужения образовав?ейся общины, согласно еврейской традиции, проводи лись по субботам и проходили, по словам оказывав?его на первых порах помощь Рабиновичу лютеранского пастора Фалтина, "в христианском стиле". Фалтин же и предоставил для мессианского богослужения помещение своей церкви. Впоследствии для еврейских мессианских собраний было построено свое помещение, которое получило известность как "Мемориальный зал Сомервиля" в честь лидера ?отландской церкви Сомервиля, который оказал помощь в его строительстве.

Рабинович совер?енно открыто и с боль?им энтузиазмом рассказывал о своей новой вере друзьям - евреям. При этом он и его единомы?ленники выступали за свободу соблюдения еврейских обычаев, достав?ихся евреям от праотцев, но ли?ь в том случае, если они не противоречили духу христианства. В частности, Рабинович считал, что данный евреям Закон был полностью исполнен Мессией, однако чтобы не отрываться от еврейской среды, было необходимо соблюдать еврейские традиции. Рабинович стремился убедить своих неверующих друзей евреев, что еврейский вопрос может быть ре?ен только в том случае, если они уверуют в своего брата ?исуса Христа.

Первой реакцией друзей Рабиновича и тех образованных евреев, которые его хоро?о знали, на его обращение было состояние ?ока. В дальней?ем еврейская пресса обру?илась на Рабиновича с критикой и нападками. Он обвинялся в связях с христианами, в попытках отстаивать "наиглупей?ее учение" о ре?ении еврейского вопроса через христианство.

Однако благодаря этим публикациям об изменении веры, имя Рабиновича стало известно ?ирокой еврейской общественности. Узнав об еврейской мессианской общине в Ки?иневе и о деятельности Рабиновича, стали себя выявлять многие тайные группы евреев, уверовав?ие в ?исуса Христа. Оказалось, что такие группы существовали во всех уголках Российской империи.

Постепенно многие евреи, которые прежде ненавидели Рабиновича из-за его обращения и те, кто противодействовали ему, изменили свои взгляды. Например, один из них, Бен Яков Хизраэли (Яков Векслер), сначала сопротивляв?ийся новому движению, впоследствии, в 1885 г., рассказывая о своем обращении, отметил, что Рабинович раскрыл ему смысл слов Рим.10:4: "Потому что конец Закона - Христос". Увидев в этом ключ к пониманию Библии, Векслер сам стал активным распространителем веры в ?исуса Мессию среди евреев.