Лозаннское движение

На?а адреса:

вул. Гамарника, 57,
Пуща-Водиця, м. Київ

По?това адреса:
а/с 8, м. Київ, 04075

тел./факс:

(044) 431-90-77

Пи?іть нам!
Карта проїзду


Locations of visitors to this page
Головна » Ресурси » Мудрість

Христианская мудрость

ТЕРТУЛЛ?АН (ок 115-ок. 225)

Первый из великих теологов и моралистов, писав?их по латыни. Тертуллиан родился в Карфагене, в языческой семье; изучал право и ри¬торику в Риме, где создал себе репутацию хоро?его адвоката. В 193 году под впечатлением свидетельства христианских мучеников он обраща¬ется в христианство и поселяется в Карфагене. ?звестно, что он испол¬нял служение в христианской общине, но нельзя сказать с полной уве-ренностью, был ли он священником. В огромном городе, где сталкива¬лись и сме?ивались всевозможные течения «новой религиозности», а само христианство оставалось текучим, Тертуллиан стремился точно очертить контуры христианской веры, защищая ее от язычников, иудеев, еретиков, гностиков... Он скончался в глубокой старости.
► Просить прощения — то же, что исповедать грехи и каяться.
► Когда случится нам что потерять, и мы перенесем это с нетерпе¬нием, то через это показываем, что мы не свободны еще от сребро¬любия, потому что жалеем о том, что нам не принадлежит.
► Люди, не ведающие Бога, не могут знать ни дел Его, ни воли.
► Чем более гре?ник строг к самому себе, тем более Бог к нему снисходителен.
► Я утверждаю, что надлежит тщательно изучать волю Бога.
► Где нет страха, там нет исправления, а где нет исправления, по¬каяние неизбежно является тщетным, ибо оно ли?ено плода, ради которого Его посадил Бог, то есть спасения человека.
► Не следует обращать внимания ни на неблагодарность людей, ведь она побуждает к раскаянию в добрых делах, ни на их благодар¬ность, ведь расчет на нее не поощряет на добрые поступки. ?бо и то, и другое - суть вещи земные и преходящие. Что пользы, если ты тво¬ри?ь добро благодарному? ?ли что за убыток — если неблагодар¬ному? Должник за доброе дело — Бог, так и за злое, поскольку судья есть и воздаятель во всяком деле.
► Преждевременное получение чего-либо - свойство дерзо¬сти; оно наполняет просящего спесью и презрением к дающему. По¬этому оно нередко вводит в заблуждение, так как обещает прежде должного, вследствие чего, дающий всегда оказывается оскорблен¬ным.
► ?споведание грехов настолько их умень?ает, насколько при¬творство их увеличивает. ?бо исповедник свидетельствует о жела¬нии исправиться, а притворство говорит об упорстве.
► Насколько ты не щади?ь себя, настолько, верь, тебя пощадит Бог.
Тело не может радоваться при страдании одного из членов; оно неизбежно страдает целиком и содействует исцелению.
► ?з нару?ения заповеди, как из источника, берет начало суд, из уступки иску?ению — грех.
► Зло - неспособность переносить добро. Человек нескромный не терпит скромности, непорядочный — порядочности, нечестивый — благочестия и неспокойный — покоя. Чтобы стать злым, нуж¬но перестать терпеть добро.
► Кто не может вытерпеть ущерба, тот прямо гре?ит против Бога, предпочитая земное небесному, ибо дух, который он получил от Бога, растрачивает ради мирских вещей.
► Претерпевание ущерба -  упражнение, которое поучает нас дарить и отдавать. Кто не боится потерять, тот не жалеет отдавать.
► Всякая обида, причиненная языком или рукой, наталкиваясь на терпение, находит тот же конец, что и стрела, выпущенная и врезав¬?аяся в скалу высочай?ей крепости. Она падает тут же, не достиг¬нув цели, или, порой, отскочив, поражает того, кто ее послал. Ведь тебя обижают для того, чтобы причинить тебе боль, поскольку удо¬вольствие обидчика состоит в страдании обиженного. Следователь¬но, раз ты ли?ае?ь его удовольствия отсутствием страдания, то он неизбежно начнет страдать сам, не достигнув своей цели.
► Не станет судить других только тот, кто имеет терпение не защи¬щаться.
► Кто же осуждает, чтобы прощать? Но если и простит, то все рав¬но затаит в глубине ду?и нетерпеливое желание осудить и тем са¬мым присвоить себе честь единства Судьи, то есть Бога.
► Никто не станет веселиться в несчастье, если прежде не научит¬ся его презирать. Никто не сможет и презирать, если не обретет тер¬пение.

КЛ?МЕНТ АЛЕКСАНДР?ЙСК?Й (140 - ок 220)

Первый христианский религиозный философ Тит Флавий Клеменс, сын родителей-язычников, долго путе?ествовал в поисках мудрости: он посетил Грецию, Сицилию (где он и стал христианином), Малую Азию; наконец, Египет, где в Александрии познакомился с учением христиан¬ского гностика Пантена. Климент сам становится духовным наставни¬ком, предлагающим свое учение, как язычникам, так и христианам. Око¬ло 210 или 215 года он поступает на службу к епископу ?ерусалимско¬му, где  спустя несколько лет умирает.
► Дитя тихо; и, в особенности, нежно, мягко и просто, бесхитрост¬но и нелицемерно, прямоду?но и искренне, и эти черты суть осно¬вы простоты и правдивости.
► Как вследствие опытности неопытность исчезает; как с изоби¬лием недостаток прекращается — так вследствие просвещения тьма должна исчезнуть. А под тьмой должно разуметь неведение, вслед¬ствие которого мы в грехи впадаем, оставаясь слепыми для истины.
► Вера сложна и состоит из двух составных частей: из тела, то есть собственно из веры, и из ду?и, то есть надежды, подобно тому, как Господь состоит из плоти и крови. В самом деле, надежда есть кровь веры; надеждой вера удерживается в согласии сама с собой, как бы оживляющей ду?ой. Если же надежда, подобно вытекающей крови, испаряется, то потухнет и живость веры.
► Бог никого неприятельски не теснит, никому не враг, потому что Он есть Творец всего и между существующим ничего нет такого, бытия чего Он не желает.
► Каждый из нас сам же напра?ивается на наказание, потому что сам он по своей доброй воле гре?ит.
► Куда Господь обращается своим лицом, там мир и радость; а от¬куда отвращает его, туда начинает прокрадываться зло.
► Так как люди, которым нравится постоянно доставлять другим ли?ь довольство, не жалуют того, что человека можно опечаливать, то они не отличаются и истинной любовью; напротив, практикую¬щие благодетельную строгость, хотя и причиняют временно горе, на будущее же время оказывают благодеяние.
► Люди, не поддающиеся врачеванию угрозами, порицанием и пристыживанием, приводятся к надлежащему поведению, подобно как железо огнем, молотом и наковальней; а те, которые сами собой веры держатся, те состоят как бы автодидактами и как мужи свобод¬ной ре?имости, поощряются похвалой.
► Мед, как ни сладок он, выделяет горечь. Подобно этому постоян¬ная благость благодателя порождает пренебрежение к нему, и это становится источником греха. Горчица не умень?ает количество го¬речи, то есть пожеланий, и отстраняет жар, то есть гордость. (40,101)
► Война требует сложных приготовлений, жизнь раздольная тре¬бует боль?их издержек; мир же и чувство, проникнутое христиан¬ской любовью, простые и довольствующиеся малым братья, не нужда¬ются ни в каком оружии и ни в каких сложных снаряжениях.
► Кто постоянно проникнут чувством благодарности к Богу, тот не может быть предан чувственным удовольствиям.
► Делая все дозволенное, весьма часто приходят к тому, что начи¬нают делать и недозволенное. Как из богатства не происходит спра¬ведливость и из роско?и — умеренность, так и в раздольной жизни не приобретается поведение христианина. Потому, что стол непо¬рочности и святости ума и жизни на весьма боль?ое расстояние уда¬лен от стола, обставляемого ку?аньями, потворствующими чувственности и возбуждающими сладострастие. Потому, что хотя и все со¬творено ради человека, но нельзя же из всего и во всякое время делать употребление; обстоятельства, время, род и образ пользования, цель — все это для наставляемого имеет немалое значение в опреде¬лении того, что именно для него полезно.
► Спящий человек ни к чему не способен; он молчалив как смерть.
► Силам природы никогда нельзя причинять насилия до извраще¬ния их.
►Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится; даяние, а не обладание нас осчастливливает.
► Как ключевой источник, и вычерпан будучи, наполняется до пре¬жней своей меры, так и щедролюбие само себя умножает и пополняет.
► Мерою для каждого обладания должна служить потребность, подобно как для обуви мерой служит нога.
► До каких пор праведник держится Бога, до тех пор никогда ни в чем не терпит недостатка.
► Боль?инство людей, заключенных в смертные тела, словно улит¬ка в раковину, свернув?ихся в своих упорных заблуждениях подоб¬но ежам, создают по образу самих себя свое представление о бла¬женном Боге.

?ОАНН КАСС?АН (ок. 350 - ок. 435)

?оанн Кассиан был, возможно, «скифом», родив?имся в Добрудже (сегодня в Румынии). В равной степени владев?ий латинским и гречес¬ким языками, он был основным связывающим звеном между западной и восточной частями христианского мира того времени. ?оанн принял иночество в Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился ?исус Христос. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путе?ествовал по Фиваиде и Скитской пус¬тыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вер¬нув?ись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья под¬визались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слу?али ?оанна Златоуста. В Константинополе Кассиан принял сан диакона. В сан пресвитера Кассиан был посвящен у себя на родине. ?оанн Кассиан Римлянин умер в 435 году.
► Совер?енное покаяние состоит в том, чтобы не делать более тех грехов, в которых каемся, и в которых обличает нас совесть; доказа¬тельством же удовлетворения за них с на?ей стороны и их нам про-щения служит изгнание из сердец на?их и самого сочувствия к ним.
► Не вне?него врага надобно бояться, враг на? заключен в нас са¬мих.
► Есть три вида отре?ения от мира: первое - то, в коем телесно ос¬тавляем все богатства и стяжания мира; второе  - то, в коем оставляем прежние нравы, пороки и страсти, как ду?евные, так и телесные; тре¬тье -  то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, толь¬ко будущее созерцаем и жаждем того, что невидимо.