Лозаннское движение

На?а адреса:

вул. Гамарника, 57,
Пуща-Водиця, м. Київ

По?това адреса:
а/с 8, м. Київ, 04075

тел./факс:

(044) 431-90-77

Пи?іть нам!
Карта проїзду


Locations of visitors to this page
Головна » Ресурси » Статтi » Понимание власти

Понимание Власти[1]

Автор: Федор Ф. Райчинец

Власть, сила, владычество – это слова, которые в на?и дни вызывают различную реакцию. Слабые, незначимые и бедные люди думают об этих вещах как о чем-то недоступном, в то время как властные и богатые получают наслаждение от них. Для многих людей власть ассоциируется с деспотичной и необузданной силой, которая правит над людьми против их воли, или же с разру?ительной, обманчивой манипуляцией, которая направлена не на служение и благо всех, а на достижение эгоистических амбиций тех, кто находится при власти. Такое противоречивое представление о власти, будь-то политической или религиозной, ставит перед церковью и её миссией в мире серьезный вопрос. Как церкви следует использовать власть, данную Богом для исполнения миссии в мире? Какое альтернативное понимание власти должна предложить миру церковь в свете созидательной истории Христа, Который является главой всякой силы и власти (Кол. 2:9-10), и в Котором Божья власть была воплощена и проявлена в Его миссии царства?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам следует обратиться к миссии царства ?исуса, как к парадигме, которая выбирает некоторые из аспектов власти, воплощенные и имев?ие действие в ?исусе. Через это мы увидим, каким образом божественная власть была явлена в ?исусе, и это впоследствии поможет нам определить, в чем же ее суть, и как она должна быть применена церковью в ее жизни и миссии.

Власть: миссия ?исуса в контексте Царства

Служение Царства ?исуса в Евангелиях показывает, что Его понимание и отно?ение ко власти, вызывало такую же спорную и неоднозначную реакцию, какую вызывает и в на?и дни. Его учение и служение были признаны как имеющие беспрецедентную власть и силу (Мф. 7:29; 9:33). ? все же, когда религиозные лидеры спросили ?исуса о том, «какою властью Ты это делае?ь?», Он предпочел остаться загадочным (Мк. 11:27-33; Мф. 21:23-27). Власть ?исуса была признана и принята гре?никами и сомнительным окружением, однако публично отвергнута религиозными авторитетами. Более того, в Его миссии они усмотрели даже действия Вельзевула (Мк. 3:22-27; Мф. 12:22-24). Власть ?исуса устра?ала религиозное и политическое «учреждения», и в то же время уте?ала гре?ников, отбросов общества, бессильных и бедных.

Полемика вокруг божественной власти ?исуса касается двух, кажущихся противоречивыми, аспектов власти: лидерство и служение. Если в понимании религиозных лидеров Божья власть – это триумфальное правление, то для ?исуса – это служение нуждающимся людям. Правление и служение не являются противоречивыми понятиями, а напротив – неотъемлемыми измерениями власти. Если власть теряет одну из этих составляющих, она теряет свою аутентичность. Она находится под угрозой неправильного использования. Пример ?исуса ясно показывает, что такой баланс в лидерстве не только возможен, но и является необходимым для истинного проявления того, что подразумевает под властью Бог.

Перед тем, как дать определение власти, давайте выделим некоторые аспекты такого целостного взгляда на власть, воплощенного и приведенного в действие в ?исусе.

Целостная власть. Провозгла?енное божественное правление и его присутствие воплощены в истинных деяниях в служении ?исуса. ?исус демонстрирует гармонию между провозгла?ением обещанного царства и его осуществлением. То, что ?исус провозгла?ает, Он и выполняет, и потому, что Он сдерживает Свое слово, Его власть уважаема.

Власть не ограничивающая, а творящая и созидающая; ее целью является освобождение людей, чтобы божественное подобие людей могло быть полностью реализовано. Власть Царства предпочитает предлагать людям выбор послу?ания, а не навязывать моральные обязанности, и таким образом создает атмосферу, в которой становятся возможными формирование моральной ответственности и рост.

Власть не навязанная, а добровольно различаемая и добровольно принимаемая. «Быть под властью не значит быть подвергнутым чьей-то воле, а быть личностью, откликающейся на призыв» (D.R. Shell, из New Dictionary of Christian Ethics and Pastoral Theology, с.179). Такая власть не нару?ает права и свободу человечества, но уважает их ценность, достоинство и право выбора. Властью наделяют лидера те, кто выбирают быть ведомыми. Это подразумевает то, что хоро?ее остается хоро?им до тех пор, пока в пользу его совер?ается добровольный выбор. Навязанное добро перестает быть добром и становится необходимым злом.

Подчиняющаяся власть. Будучи полностью осведомленным об источнике и природе Своей власти ?исус добровольно подчиняет Свои права и силу Божьей воле и миссии спасения (Мк. 14:32-42; ?н. 19:1-16). Требуется право и сила для того, чтобы стать уязвимым, чтобы спасти уязвимое человечество. Спасение человеческой жизни более важно, чем власть, данная для выполнения миссии.

Строго говоря, власть в миссии царства ?исуса подразумевает под собой способность провозгла?ать волю Божью и исполнять ее: быть способным делать то, что сделал бы Бог, страстно желать того, чего желает Бог. Когда речь идет о такой власти, имеются в виду не только необычайные чудеса, а и изменяющая и трансформирующая политика сострадания, милости и любви.

Власть: церковь и ее миссия.

Понимание ?исусом власти, соединенной с лидерством и служением, должно быть парадигмой для церкви и миссионерских организаций как собрания верных последователей Христа (Еф. 5:1; 1 Фес. 1:6; 1 Пет. 2:21; 3 ?н. 3). Как власть ?исуса употреблялась ?м для миссии царства, так же и церковь имеет власть для своей миссии. Миссия церкви это не ее отдельная активность или служение а смысл и сущность ее существования (raison d’etre): провозгла?ать господство Христа и быть живым свидетелем принципов и средств, с помощью которых Его господство было явлено через Его смерть и воскресение (Мф. 28:19-20). Служение церкви свидетельствует о Царе-Слуге.

Служение может быть явлено тогда, когда иностранные церкви или миссии уважают власть национальных церквей, действуя только в ответ на их пригла?ение, возлагая на них ответственность в принятии ре?ений, подчиняясь их руководству, и предлагая искреннюю партнерскую помощь в миссии.

?так, власть дарована церкви для того, чтобы дать ей силы и сделать ее способной осуществить миссию, данную Богом. Тем не менее, церковь должна знать об источнике, назначении и ограничениях своей власти для того, чтобы использовать ее правильно и не злоупотреблять ею. У церкви есть поручение - провозгла?ать Божью волю этому миру со властью, «но не следует выделять власть как одно из ее учений» (W.J. McClendon, Doctrine: Systematic Theology 2, стр. 456). Через ее видимое присутствие и реальное свидетельство, через соответствие проповеди с делами, церковь приобретет уважение, и, следовательно, власть. Сли?ком часто церковь рассматривают как институт, навязывающий моральные обязанности и ограничения, в то время как она могла бы использовать свою власть для продвижения альтернативного стиля жизни, в котором моральность становится легким бременем и желанной целью (Мф. 11:28-30); требующей, но в то же время освобождающей, где служение – это не обязанность, а добровольное проявление любви Бога и заботы о мире.

Власть церкви заключается не в неукротимости правил или священнической силе, а в ответственном водительстве посредством смиренного служения. Такое понимание власти на самом деле является тревожащей альтернативой, особенно для некоторых не Западных культур, где власть часто ассоциируется с патронажем, покровительством и господством мужчин в семье и общинах. Это легко может превратиться в тираническую власть, правлением над людьми против их воли, или же разру?ительной и обманчивой манипуляцией с целью удовлетворения эгоистических амбиций тех, кто находится при власти.

Власть служения может быть употреблена для предложения обществу альтернативного видения в противовес тем взглядам, которым, по их мнению, должно соответствовать общество. Такая власть отвергает самовосхваление и принимает социальные и политические вызовы. Это пророческая роль в обществе, и выводящее из стабильности присутствие для мирских властей. Власть церкви дает ей способность в своей миссии отвоевывать права для тех, у кого их нет, использовать силу в пользу бессильных, приносить свободу находящимся в рабстве, быть голосом для безголосых, и обнимать тех, кто отвергнут. Церкви недостаточно интересоваться социальной и экономической несправедливостью, нару?ением человеческих прав и религиозной свободы, ей необходимо использовать свою власть для того, чтобы изменять мир в пользу ценности, достоинства и свободы общества. Такова ее миссия, для которой ей и дана власть.

Перевод: Алла Закорчевная

 



[1] Статья в оригинале была напечатана на английском и опубликована в словаре Dictionary of Mission Theology (Nottingham, England: Inter-Varsity Press, 2007), 31-33.