Лозаннское движение

На?а адреса:

вул. Гамарника, 57,
Пуща-Водиця, м. Київ

По?това адреса:
а/с 8, м. Київ, 04075

тел./факс:

(044) 431-90-77

Пи?іть нам!
Карта проїзду


Locations of visitors to this page
Головна » Об'єднання » Луганське

Уникальная история «Луганского Объединения»

Олег В. Борноволоков

Не только Союзы церквей имеют свою историю, но и церкви и объединения имеют записи о «днях про?лых» и порой эти исторические свидетельства развития и жизни церквей  выходят за рамки создания союза. Так, в на?ем объединении есть несколько церквей, история жизни которых насчитывает 80, а то и 100 лет. Но в этой статье пойдет речь не о союзе и не о церквях долгожителях, а об истории одного из объединений Союза Свободных Церквей Христиан Евангельской Веры Украины. ?стория эта полна драматизма и примеров  для подражания в социальной и религиозной сфере, в работе с людьми «дна», которые проживали в трущобах Москвы и Санкт-Петербурга. Эта история отдельных людей  и общин, которые не смогли молча смотреть на падение человека на самое дно разврата, пьянства, бандитизма. Русские классики в конце 19 и в начале 20-го столетия боролись с этим пороком общества через статьи, эссе в газетах и журналах, пытаясь наглядно показать проблему социального загнивания для власть имущих. Но, как и всегда бывает, «сильные мира сего» были боль?е обеспокоены глобальными вопросами в стране и обществе, нежели неболь?ой прослойкой общества, которая стала на скользкий путь разврата, пьянства и разбоя. Но проблема заключалась в том, что эта прослойка с каждым годом увеличивалась и как трясина затягивала  все боль?е и боль?е людей в свой ненасытный и губительный омут. Увеличивалась за счет малоимущих. Бедность, безработица толкала людей на попро?айничество, воровство, проституцию. В своей безысходности перед равноду?ием общества   люди погружались в алкоголизм и наркотический дурман,  который на короткий период  времени  заглу?ал отчаяние сегодня?него дня, убивая совесть и толкая человека на то, что он никогда бы не сделал в состоянии трезвости.

Видеть одурманенного алкоголем или наркотическими, токсическими веществами даже уже не подростка, а ребенка стало нормой 21-го столетия в Украине.  Прохожий, проходя мимо этого «чуда», опускает вниз глаза и прибавляет ?аг, чтобы поскорее убежать от этого ужасающего зрелища, не задумываясь, что в своей  немой и пассивной беспечности собирает себе или своей семье «горящие уголья над головой» в будущем. Пассивное отно?ение к проблемам алкогольной и наркотической зависимости ведет на?е общество к деградации и регрессу, что будет отражаться на нас и на?их детях.  Сегодня многие церкви как протестантского направления, так и направления исторических церквей выступают в борьбе против «зеленого змия». Приезжая в Луганскую, Донецкую область с лекциями, приятно видеть совер?аемую работу в реабилитационных центрах и восстановление людей, которые некогда были зависимы от этой «российской» напасти.

Начало 20-го века и начало 21-го -- сколько в них общего в социальных вопросах, проблемах, пороках! Столетие жизни и развития не улуч?ило общество в на?ей стране. Как вчера, так и сегодня мы сталкиваемся с теми же социальными проблемами. Как вчера, так и сегодня церковь в месте с социальными организациями пытается бороться за ду?и людей, их жизни и семьи, разрабатывая различные программы, формируя реабилитационные центры, центры для бездомных людей, сиротские дома. Это сегодня?ний день, а как же было вчера? ?так, хотелось бы поделиться историей одного из религиозно-социальных движений в начале 20-го века.
Я выбрал Движение «Трезвая жизнь» по четырем причинам. Первая из них это то, что несмотря на разрыв в 100 лет, нас объединяет серьезная проблема на?его общества, которая не умень?илась, к сожалению, а наоборот, возросла. Вторая причина заключается в том, что это движение стало прародителем одного из объединений  Союза Свободных Церквей Христиан Евангельской Веры Украины, которое как и его пращуры, активно участвует в борьбе против этой напасти. Третья же причина - это мой интерес к этому движению. «Это движение – боль?ое и сложное, охватив?ее ?ирокие круги городского населения, оно включает в себя массу интересного материала, яркого, живого и красочного». - Так отзывался о нем один из современников, который был защитником этого движения перед правительством. Четвертая причина - об этом движении очень мало написано и оно мало исследовалось, хотя по своему размаху это движение превы?ало движение адвентистов в Царской России, а по численности почти сравнялось  с евангельскими христианами (Прохановцы).  К сожалению, мы не сможем  в этой статье коснуться всей совокупности этого богатого материала, ибо мы ограничены форматом статьи, но по возможности  нарисуем картину истории этого движения, исходя из того формата, который мы имеем.

Движение Трезвенников до революции  именовалось как «Трезвая Жизнь», после революции последователей этого движения именовали  по фамилии лидера, который возглавлял ту или иную общину, например, в Санкт-Петербурге - «Чуриковцы», в Москве – Колосковцы. Было еще и саркастическое название, данное боль?евиками - «братцевское» движение. Мы в этой статье коснемся ли?ь  Московского  направления  движения  трезвости. 
Армия алкоголиков в боль?их городах росла с каждым годом. Торговля водкой увеличивалась, принося прибыль заинтересованным лицам, неся простым людям горе, разру?ения жизней, семей, сиротство детям при живых отцах. Православная церковь, правда, пыталась принять какие-то меры. Призыв о необходимости участия духовенства в борьбе за народную трезвость ставился церковью неоднократно. Св. Синод предписывал епархиальным преосвященным не допускать продажи вина на церковных и монастырских землях. Также ?ирился призыв к духовенству учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства  для борьбы с пьянством.  Отвлекать народ от питейных заведений словом и проповедью, особенно в дни храмовых праздников, при совер?ении браков, на общественных сходах. Но одно дело показать проблему обществу или человеку, который столкнулся с алкогольной зависимостью, а другое дело  помочь выскользнув?ему из общества человеку  восстановиться  и почувствовать себя полноценным и не оставленным этим же обществом, которое так много разглагольствует о вреде пьянства. ?менно этой работой - реабилитацией и восстановлением - занималась община Трезвенников под руководством  ?.Н. Колоскова.

Основателем движения «Трезвенников» считается ?ван Алексеевич Чуриков, который родился 15 января 1861 года в Самарской губернии в семье крестьянина. С детских лет его родители привили сыну веру в  Бога. Жизнь его была полна трудов, тягот, скорбей и испытаний, но сам Чуриков извлекал из невзгод глубокий смысл: «Вот теперь и понятно всем, для чего Господь делает тернистый путь и приводит все это испытывать, для того, чтобы я понимал всякое человеческое горе. А кто не испытывал горя, тот и не верит, как скорбящим трудно, и о них не пожалеет».  После перенесенной жизненной драмы (самоубийства психически ненормальной жены и потери почти всего имущества в огне устроенного ею пожара) он  раздает остатки былого богатства и отправляется странствовать.  В 1894 г. в Санкт-Петербурге с благословения о. ?оанна Крон?тадтского он начинает работать среди завсегда¬таев питейных заведений, ведя беседы о вреде алкоголя.
•    «Работа Божия – это уговаривать братьев от пьянства, распутства и всех пороков и преступлений. Это самая выс?ая работа». 
•    «Я не гну?ался принимать отбросы людей разного рода без различия их вероисповедания. Старался обратить сердца детей к отцам и сердца отцов к детям. Не укорял их и не входил с ними в словопрения, помня слова Апостола Павла, что от прения не будет пользы Церкви.  Вот почему в них загоралась искра Божия, и, по любви ко мне, даже некоторые иноверцы сделались христианами».
•    «Сейчас я вижу тех, которые были опорочниками, а теперь все одеты, и никто из них не скажет, что я спасал его, давая ему деньги или суля материальные выгоды. Нет, я прежде всего стараюсь словом Божиим, словами пророков и словами Евангелия пробудить в человеке веру».
•    «Ныне, во удостоверение факта действительности, пьяницы воскресли из мертвой жизни, то есть пере?ли из кабака в Св. Церковь».
•    «Христос Бог мне, ничтожному, помог уговорить пьяных братьев… которые и образовались тысячным кружком во славу Господа. ? каждый воскресный день они видят добрые трезвые дела и прославляют Отца Небесного по Евангелию (Мтф. 5. 16). ? радуюсь о том, что Господь через Святую Церковь дал им трезвую жизнь».

Сегодня на?е общество также нуждается в Колосковых и Чуриковых, которые смогут служить тем людям, о которых мы забываем. Легче быть пастырем в церкви, где все благопристойно  и тихо, прихожане -  спло?ь интеллигенция,  которая ли?ний раз не побеспокоит пастыря. Но сколько тех людей на улице, ду?и которых вопиют «Спасите нас, ибо мы устали. Устали жить, устали бороться с самим собой, с обществом, с бутылкой. Не оставьте нас, помогите!» До революции их стон и вопль был услы?ан, услы?им ли мы этот крик ду?и  - это зависит от нас.

Олег В. Борноволоков, исследователь в области истории церкви, преподаватель УЕСБ

Продолжение следует

"Устрояющий все есть Бог"

В этом году исполнилось 70 лет благословенному служителю, Стар?ему Епископу Луганского Объединения Союза СЦХЕВ Украины, Анатолию Николаевичу Бондаренко. Епископ А.Н. Бондаренко является одним из отцов евангельского движения в Украине. Его апостольское служение по воспитанию пастырей и открытию новых церквей особенно известно на Востоке Украины и в Крыму, а также в Ростовской области России. Его  влияние словом и опыт служения дают право учить уже второе поколение служителей верности Богу и всецелому упованию на Него. В знак искренней благодарности церкви Луганского Объединения собрали достаточно денег, чтобы поздравить Епископа и вручить ему новую иномарку. Все начиналось с пяти церквей в 90-е годы, которые родились благодаря  палаточным служениям, во время которых Бог спасал, исцелял и освобождал от зависимости людей. На сегодня?ний день 78 церквей  Объединения признают духовный авторитет Анатолия Николаевича, который  старается уделять достаточное внимание каждой церкви через их посещения, встречи с пасторами, проповеди и учения.  Семья Анатолия Николаевича является примером для подражания, "ибо всякий дом устрояется кем-либо". Вместе с супругой они вырастили и воспитали богобоязненных детей. "Устрояющий все есть Бог" (Евреям 3:4), подтверждает плод служения семьи Бондаренко. Сын Андрей является Стар?им пастором по Луганской области и церкви ХЕВ "Обновление" в городе Красный Луч. Вместе с чудесной командой служителей они развивают служение среди детей и молодежи, помогают малообеспеченным многодетным семьям и инвалидам. ?х служение, подобно церквам  Македонским, распространяется среди достаточно видной нищеты. Они богаты на добрые дела.  Несмотря на экономический кризис,  из-за которого на грани закрытия оказались многие предприятия и стройки, церковь с оптимизмом начала строительство нового молитвенного дома на 600 мест. Сын Виталий, будучи пастором церкви в городе Антрацит, принимает активное участие в миссионерской деятельности среди  мусульманских народов. На протяжении 2008 года были открыты новые  церкви путем развития семи дома?них групп в Беслане и Владикавказе. Восемь миссионерских поездок было совер?ено в Ставропольский Край. Слава Богу за то, что Он благословляет церковь в Украине такими чудесными служителями. Хочется от всего сердца пожелать, чтобы подобно дому Давида, дом Анатолия Н. Бондаренко продолжал устрояться самим Богом во имя жертвенного служения Ему и Его Царству, как в Украине, так и за ее пределами. Ефесянам 3:20-21. Аминь!